Тест-драйв Land Cruiser 200 – всегда и везде
О чем думали создатели первого Land Cruiser? Об эффективном внедорожнике, надежном, качественном и проходимом? Несомненно. А еще их мысли были обращены в будущее, поскольку принципы, заложенные в самом начале пути, находят отражение в каждом новом поколении автомобиля, даря владельцу ни с чем несравнимое чувство связи времен. TopCrop.ru рассказывает о машине, способной дать фору по мировой известности многим культовым личностям.
Когда в редакции стало известно, что предстоит опробовать LC200, мы собрали экстренное совещание. Главным вопросом был КАК. Как испытать легендарный автомобиль, чтобы понять его суть? Одни с огоньком в глазах, глядя на карту, утверждали, что определенно стоит уехать далеко-далеко, ведь Сухопутный Крейсер создан для экспедиций. Другие справедливо отмечали высокую плотность модели 200 в столице и пророчили пробко-парковочный тест. Третьи, гремя лопатами и сворачивая трос, рассказывали что-то про грязь и пересеченную местность. Никто не хотел уступать, аргументы звучали все убедительнее. И лишь главный редактор спас положение, сказав, что мы поедем везде.
С берега
Начиная с 50 серии, Land Cruiser обрел свой характерный силуэт, эволюционирующий, но не революционирующий с каждым новым поколением. Подобная забота об истории есть явно продуманная стратегия Toyota, ведь преемственность является одной из ценностных составляющих модели. Со сменой индекса 100 на 200 в конце 2007 года автомобиль стал премиальнее, богаче оснащен, а главное – обрел множество современных электронных систем, служащих безопасности и комфорту. Поначалу многие осторожно взирали на огромную решетку радиатора, увеличившиеся в размерах оптику и дверные ручки. Как оказалось, изменения были тщательно продуманны и спрогнозированы – заказы на новую модель оправдали ожидания. Говорят, некоторые покупали сразу по 2 машины – про запас.
У нас на тесте уже вторая и самая кардинальная модернизация Land Cruiser 200 в комплектации Luxe. Для поддержания интереса к модели с 10-летним конвейерным циклом рестайлинг подходит как нельзя лучше. Добавляются штрихи и опции, актуальные на текущий момент. На наш взгляд именно данный, второй, вариант раскрыл кузов LC200 в полном объеме. Великолепная передняя светодиодная оптика с помощью хромированной горизонтальной линии объединилась с обновленной решеткой радиатора – такое решение отсылает нас к стилю оформления передней части 80 серии и делает нынешнюю модель по-настоящему гармоничной. Капот с более выразительными выштамповками усиливает харизматичный образ при взгляде анфас. Не забыл производитель и о корме — задние фонари стали элегантнее и уже перекликаются с решением у более роскошного Lexus LX570. Благодаря точным акцентам вседорожник приобрел целостный облик и с любого ракурса выглядит солидно, а кроме того безошибочно определяется как истинный Land Cruiser. Напомним, что Toyota в России предлагает на выбор десять различных вариантов окраски кузова.
Каюта
В салоне машины нас ждут еще более приятные открытия. Пока что двери не научились распахиваться самостоятельно, но доступ внутрь уже заметно упростился – достаточно иметь при себе электронный ключ и потянуть за ручку. Посадка, как на передний ряд, так и на второй, естественна благодаря широким проемам, большим углам открывания дверей и порогам. Отметим, что конструкторы не ограничились традиционными ручками для облегчения посадки-высадки на передних стойках – такое же решение предусмотрено и для задних пассажиров. Во многом именно сиденья определяют дистанцию, которую под силу преодолеть без остановок. Во время поездки к морю мы были искренне благодарны за продуманный профиль сидячих мест – они обеспечивают необходимый баланс комфорта и безопасности, ведь усталость водителя напрямую влияет на адекватную оценку дорожной обстановки. Здесь же встречаем новую, очень удачную, обшивку – перфорированную кожу коричневого оттенка. Она приятна на ощупь, хорошо удерживает тело. Сами кресла обладают электрорегулировками с большим диапазоном и памятью. Машиной может пользоваться супружеская пара.
Показания новой приборной панели с объемными стрелками и увеличенного бортового компьютера прекрасно считываются. Эргономика водительского места продумана до мелочей: кнопки, переключатели и рычаги, центральный подлокотник и воздуховоды – все интуитивно понятно и расположено естественно. Повсеместно приятные на глаз и ощупь материалы – кожа, дерево и мягкий пластик. Без пафоса, но в гармонии. Переднюю панель одарили 9-дюймовым центральным монитором с возможность вывода показаний бортового компьютера, климат-контроля, аудиосистемы, навигации, камер кругового обзора и других данных. Картинка с него легко воспринимается как в солнечный день, так и в темное время суток, благодаря специальному ночному режиму.
Между водителем и пассажиром находится огромных размеров подлокотник, в недрах которого прячется незаменимый в путешествии охлаждаемый бокс. Собственные воздуховоды, управление климатом и аудиосистемой производства именитой акустической компании JBL (отменный звук, быстрый поиск радиостанций и полное взаимопонимание с iPhone) доступны пассажирам второго ряда – в дальнем пути чувствуешь себя как дома. Количество интересных решений и опций, представленных в интерьере, по-настоящему впечатляет – владелец имеет все шансы обнаружить в себе исследовательский талант, открывая все новые тайны мироздания по имени Land Cruiser.
Трюм Крейсера, доступ в который решен по классической схеме открывающихся вверх и вниз половин, поражает масштабностью. Положить в него пакеты из супермаркета нам было неловко, а вот горный велосипед и большой чемодан, взятые с собой в путешествие в Сочи, выглядели вполне уместно. При этом места так много, что можно было удвоить количество поклажи. В нашем случае авто не было укомплектовано третьим рядом сидений, но превратить Cruiser в семиместный микроавтобус легко – необходимые крепления присутствуют. В такой конфигурации уже можно отправляться в большой компании друзей за город или в ночной клуб. В любой обстановке на высоте.
На плаву
В порту. Для начала поделимся мнением о поведении LC200, обладающего приличными габаритами, в условиях плотного городского движения. От носа до кормы 4 950 мм, ширина составляет 1 980 мм. Данное обстоятельство вносит коррективы в стиль вождения в стесненном пространстве. Поначалу. Со временем ее величество Привычка вступает в свои права и вместе с эффективными помощниками превращает вождение в контролируемый процесс. Родовые признаки сохранены — большая площадь остекления, крупные зеркала и капот, по которому легко считывать передние габариты авто. Они составляют базу помощи водителю. Рестайлинг привнес и более современные электронно-оптические решения, являющиеся частью нового пакета безопасности Toyota Safety Sense. Традиционно самый рискованный и сложный при парковке и разъезде во дворах маневр – движение задним ходом — с впервые представленной на российском рынке панорамной системой видеообзора Multi-Terrain Monitor, изображение с четырех камер которой выводится на центральный дисплей, выполняется уверенно и без стресса. Помогает данная система и при движении по бездорожью, позволяя контролировать обстановку вокруг машины на 360°. В городских пробках легко следить за дорогой и предугадывать поведение других участников движения ввиду высокой капитанской посадки.
Во время езды по Москве заметили, что на автомобиль реагируют спокойно. Даже черный цвет более не играет привычной роли. Лихие 90-е и активные 2000-е позади – настало время переосмысления ценностей. Теперь за рулем Land Cruiser все чаще можно встретить даму с чадами или же большую семью. И компания Toyota уловила тренд, сделав 200 серию по-настоящему достойным кандидатом на роль семейного транспорта.
Особо понравились тормоза. В ходе второго рестайлинга увеличились в диаметре передние тормозные диски. Некоторые авто с АКПП страдают излишне резким откликом на нажатие педали тормоза. Здесь усилие и обратная связь настолько прозрачны и соразмерны, что вызывают настоящий восторг. Под правой рукой, как и полагается, ручной рычаг стояночного тормоза – отдельное спасибо инженерам, что не поддались моде на электронный вариант приводящего механизма.
На открытой воде. Именно на загородной трассе Крейсер проявляет себя с лучшей стороны. Никакие колеи и неровности дорожного полотна не в силах сбить его с намеченного курса. Под капотом у тестового экземпляра – модернизированный твин-турбодизель V8 мощностью 249 л.с. Налицо забота российского представительства о снижении расходов владельца на транспортный налог. Новый восьмиступенчатый автомат плавно и быстро меняет передачи, позволяя экономить топливо и одновременно быть уверенным, что обгон будет выполнен с запасом. Крутящий момент стал еще больше – внушительные 650 Нм (+ 35 Нм). За время двухнедельного тестирования в разных режимах мы поняли, почему многие при выборе двигателя останавливаются именно на дизельном агрегате. Средний расход топлива за 2 недели составил 13 литров на 100 км. Дизельное топливо дешевле бензина, межсервисный интервал увеличен до 10 000 км, а тяга доступна всегда и сполна, вне зависимости от загрузки. Адепты дальних вояжей, для вас рестайлинг принес дополнительный топливный бак, с которым общий запас топлива на борту равен 138 литрам. Без лишних остановок на дозаправку – ехать настолько приятно, что отказывать себе в удовольствии продолжить путь решительно невозможно.
Мы активно пользовались адаптивным круиз-контролем. Благодаря этому ноги отдыхали, а дистанция до впереди едущего транспорта сохранялась безопасной. Более того: автомобиль самостоятельно начинал тормозить, если расстояние сокращалось, вплоть до полной остановки. Подвеска очень комфортная, учитывая большой запас энергоемкости, позволяющий ехать, а не ползти по серьезно разбитым участкам дороги. Шумоизоляция выполнена на достойном уровне, хотя мы и отметили повышенный звуковой фон в районе колесных арок – особенность многих японских авто. А как здорово, что в потолке есть люк! Время от времени, когда солнце припекало, мы дышали свежим воздухом, представляли себя в кабриолете.
Ранее упомянутые светодиодные фары обладают удивительной способностью – при использовании дальнего света нет необходимости возвращаться на ближний, задействуя подрулевой переключатель. Система самостоятельно реагирует на свет фар встречного транспорта и переключает на ближний. При смене ряда на шоссе страбатывает зуммер – напоминание о необходимости пользования поворотниками при пересечении дорожной разметки. Так японский производитель оберегает от опасного сна за рулем. Присутствует и система контроля слепых зон – крайне полезная при перестроениях. Все это составляющие расширенного комплекса безопасности Toyota Safety Sense. Именно из подобных нюансов складывается целостное впечатление о Land Cruiser 200 как о настроенном механизме, где каждая деталь служит на благо комфорту, удовольствию и безопасности человека.
В бою. LC200 относится к все более редкой когорте полноприводных авто, позволяющих чувствовать себя по-настоящему уверенно вне дорог. Основа основ – прочная рама, к которой крепится кузов. Ее конструкция оптимизирована с учетом требований безопасности. Задняя подвеска представляет собой цельный крепкий мост на пружинах с очень большим ходом. Привод всегда постоянный полный с распределением крутящего момента 40:60, большая часть отдается задним колесам. Доступны жесткая блокировка центрального дифференциала и понижающая передача. При ее активации в зависимости от типа покрытия, по которому вы движетесь, стоит выбрать один из 5 режимов системы помощи водителю от Toyota – Multi-Terrain Select. Она оптимизирует работу двигателя, коробки передач, противобуксовочной и других систем автомобиля.
Вторая система — Crawl Control — вообще уникальная разработка японцев. По сути это внедорожный автопилот, при использовании которого вы можете задать скорость движения 5, 3 или 1 км/ч, которую Крейсер будет поддерживать автоматически, позволяя вам сконцентрироваться на рулевом колесе и при помощи функции «прозрачный капот» (изображение с камеры на передней решетке радиатора) буквально на цыпочках преодолевать самые коварные участки бездорожья.
Мы опробовали обе системы во время движения по горам в Сочи. Шел сильный ливень, дорога представляла собой крутой подъем с покрытием из скользкой глины и камней. В лобовое стекло открывался вид лишь на прорезаемое молниями небо. В трудных условиях и на дорожной резине именно Multi-Terrain Select и Crawl Control оказались весьма кстати. Медленно, похрустывая тормозами и шелестя V8, машина сантиметр за сантиметром ползла наверх. Благодаря дозированному и плавному, но быстрому перераспределению крутящего момента на те колеса, что имели лучшее сцепление в каждый момент времени, мы не только не скатились с горки, но и преодолели ее уверенно и без стресса, в то время как на заднем сиденье мирно спал ребенок.
Иногда, учитывая солидный вес Cruiser и не самый подходящий вариант шин, разумным было преодоление грязевых колейных участков ходом. Крутящий момент в 650 Нм и неимоверно энергоемкие подвески позволяли без боязни штурмовать подобные места на зависть иным авто, гордо именуемым «внедорожник».
Резюме
Land Cruiser 200 представляет собой автомобиль с уникальными техническими данными, передовыми системами вождения, комфорта и безопасности. Заложенный в него потенциал настолько высок, что раскрыть его полностью под силу лишь особо искушенному водителю. Самое важное, на наш взгляд, — непрестанная забота машины об атмосфере уюта и безопасности, царящей в салоне для каждого пассажира, кем бы он ни был. Заядлым туристом, урбанистом или романтиком бездорожья. В любых условиях и каждую секунду.
Текст: Иван Натанов
17 июня 2016