Выездная выставка о жизни Екатерины II в Амстердаме
Филиал Эрмитажа в городе Амстердам (Hermitage Amsterdam) на набережной реки Амстел открыл для посещения выставку «Алмаз непревзойденной огранки» (Zelfgeslepen diamant), посвященный жизни Екатерины Великой. TopCrop.ru рассказывает об экспонатах выставки.
Около 300 экспонатов, характеризующих императрицу, ее личную жизнь, характер и окружающий быт, доставлены в Амстердам из Санкт-Петербурга. До 15 января 2017 года посетители, через коллекции живописи, миниатюр, графики, скульптуры, а также предметов быта и мемуаров современников, смогут прикоснуться к эпохе и понять величие могущественной женщины России и мира. Малоизвестная немецкая принцесса, впервые приехавшая в Россию в 14 лет, превратилась в полновластную хозяйку страны, сделав из нее Великую европейскую державу.
Прийдя к власти после переворота 1762 и свергнув с престола супруга Петра III, Екатерина Вторая продолжила дело Петра Первого, и каждый ее шаг был пронизан чувством истинного патриотизма как во внутренней, так и во внешней политике. Оценивая деятельность великой русской царицы, вспоминают о присоединении Крыма и освоении Новороссии, о строительстве новых городов и создании Эрмитажа и Императорской публичной библиотеки, о подавлении восстания и протекторат Восточной Грузии. Активная политическая деятельность переплетается с бурной личной жизнью, которая легла в основу многих фильмов и литературных произведений. Занимаясь экономическим и военным развитием страны, Екатерина Вторая не забывала и о культурном становлении общества, активно поддерживая науку, искусство и образование — основные пласты культурной нации.
Важной вехой на пути формирования культурного самосознания стало основание в 1764 году Эрмитажа, для которого Екатерина купила у купца из Берлина Иоганна Гуцковского частную коллекцию из почти 200 полотен таких мастеров, как Рембрандт, Хендрик Гольциус, Питер Пауль Рубенс, Дирк ван Бабюрен, Якоб Йорданс, Франс Халс, Ян Стен. Голландско-фламандская коллекция предназначалась для ценителя живописи и искусства прусского короля Фридриха Великого, однако финансовые затруднения помешали осуществлению королевских планов и способствовали удовлетворению амбиций императрицы и показательному превосходству над потенциальными политическими соперниками.
Впоследствии, Эрмитаж систематически пополнялся частными коллекциями, имеющими бесценное значение для культурного наследия. Это стало возможным, благодаря постоянному общению Екатерины Великой с философами-просветителями Дени Дидро и Вольтером, коллекционером и известным торговцем предметами искусства Франсуа Троншеном, дипломатом Дмитрием Голициным, графом Петром Шуваловым и Алексеем Мусиным-Пушкиным. Подобные связи помогали следить за событиями на художественных рынках и приобретать выгодные варианты. К примеру, благодаря Голицыну, Эрмитаж пополнился картиной Рембрандта «Блудный сын», а коллекция французского барона Кроза с такими шедеврами, как «Святое семейство» (Рафаэль), «Юдифь» (Джорджоне), «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (Рубенса), «Даная» (Рубенс), произведениями Тициана, Ван Дейка, Шардена, произвела настоящий фурор. Екатериной было приобретено множество полотен 18 века, а в период увлечения русской аристократии античным искусством, она демонстрирует любовь к геммам (картины в камне) и камеям.
28 июня 2016