Онлайн юризм и бесплатные LegalTech-сервисы меняют стереотипы

Онлайн юризм и бесплатные LegalTech-сервисы меняют стереотипы

Наша жизнь – это правовое поле. Существует огромное количество законов, норм и правил, которыми урегулированы общественные правоотношения. Каждый человек совершает юридически значимые действия и получает юридически значимые последствия, которые могут быть, как положительными, так и отрицательными. Чтобы отрицательных последствий было меньше, существуют юристы, помогающие людям, не сведущим в праве, разобраться в законах, правах и обязанностях.

В российском обществе существует два устоявшихся стереотипа о юристах: юристы – это очень дорого и хорошего юриста сложно найти, а его работа стоит еще дороже.  К счастью, это стереотипы десятилетней давности, которые сейчас, в 2018 году можно считать пережитками прошлого, и небезосновательно. Сергей Бекренев, президент и основатель Европейской Юридической Службы, рассказывает читателям TopCrop.ru как с развитием технологий юридические услуги стали доступнее для обычного населения.

Сергей Бекренев
Сергей Бекренев, президент и основатель Европейской Юридической Службы

Правовое сознание россиян начинает меняться, приходит понимание, что юрист нужен не только подозреваемому по уголовному делу, как это принято считать, а юрист нужен каждому человеку в его повседневной жизни. Еще 10 лет назад затраты на юриста ассоциировались с огромными суммами, но сейчас эти суммы существенно снизились. В России существуют сервисы, позволяющие при наличии всего лишь сотового телефона постоянно быть на связи с юристом в любое время суток, где бы вы не находились и какая бы ситуация не произошла, при наличии у вас абонентского обслуживания.
Первой компанией в России, которая стала оказывать юридические консультации онлайн, стала Европейская Юридическая Служба. Компания была основана в 2007 году, создав на рынке новую товарную категорию круглосуточной дистанционной юридической поддержки. Компания стала первой, предложившей рынку онлайн услугу юридической профилактики по всем видам права. Услуги Компании доступны 24/7/365 и могут оказываться по широкому выбору каналов связи: телефон, email, онлайн чат, skype, звонок через личный кабинет.

Главная ценность онлайн-консультаций – юридическая профилактика. Думаю, каждый согласится, что чистить зубы проще, чем потом лечить кариес и ставить пломбы. То есть вместо решения юридических проблем, вы просто не допускаете их возникновения. Представьте себе ситуацию: Вы в банке. Перед вами кредитный договор. Перед тем, как его подписать, внимательно его читаете (что уже хорошо). Натыкаетесь на сомнительный пункт в договоре, возникает опасение, что за этим пунктом могут скрываться дополнительный проценты. Что делать? Договор нужно подписать здесь и сейчас, нет времени идти в ближайшую юридическую контору и советоваться, а сотрудник банка уже нервно постукивает пальцами по столу в ожидании вашей подписи.

Думаю, в такую ситуацию попадали многие. Казалось бы, обычное действие – заключить кредитный договор. Но это обычное действие влечет за собой возникновение юридических прав и обязанностей, которые нужно уяснить до момента подписания договора. И самое безболезненное действие в данной ситуации – позвонить юристу и проконсультироваться. Практически во всех сферах жизни совет юриста не будет лишним. Покупаете ли вы жилье, устраиваетесь на работу, заключаете брак или платите налоги, продолжений и вариаций – множество.

Сегодня более 30 процентов населения России считают, что любой человек способен сам сориентироваться в законах. Подобное отношение к правовой культуре порождает проблемы, которые могут нанести не только моральный, но и существенный материальный ущерб. Нам нужно достаточно четко разделить взятый курс: во-первых, необходимо системно и активно повышать правовую культуру общества, во-вторых, оказание профессиональных юридических услуг должно стать более доступным и качественным для абсолютного большинства наших граждан.

Помимо платного абонентского юридического обслуживания Европейская Юридическая Служба предлагает клиентам и бесплатные LegalTech-сервисы. Например, Компания создала в популярном мессенджере Телеграм своего робота-юриста @LegalELSBot, который консультирует по 4 отраслям права и составляет юридические документы. В разделе «Защита прав потребителей» робот-юрист попросит ответить на ряд вопросов, проинформирует клиента о праве и в случае необходимости составит вместе с ним претензию продавцу либо исковое заявление в суд. Раздел «Льготы» посвящен льготам, на которые клиент может претендовать в зависимости от его социального статуса на основе закона. Блок «ДТП» посвящен действиям клиента, если он стал участником ДТП, при необходимости поможет ему оформить «Европротокол». «Страхование» (ОСАГО, КАСКО, имущественное страхование, личное страхование) — если у клиента возникли проблемы со страховой выплатой, робот-юрист поможет решить сложившуюся ситуацию, сообщит клиенту о его праве и в случае необходимости составит вместе с ним претензию продавцу либо исковое заявление в суд.

Еще один бесплатный сервис – автоматизированная платформа Legal Cloud, которая доступна любому пользователю личного кабинета на сайте els24.com. Онлайн-платформа дает наиболее релевантный ответ на юридический вопрос, а также проводит аудит правового поля клиента. Совокупное количество юридических кейсов, которые содержатся в базе Legal Cloud превышает 5000. Это наиболее частые и типовые вопросы пользователей, за решением которых они обращались в Компанию.

Европейская Юридическая Служба является адептом LegalTech–движения в России и ведет исследования в области машинного обучения, для создания робота, который на естественном языке сможет оказывать юридические консультации. Возможно, в будущем юридические услуги станут еще более доступными для конечных пользователей, т.к. цифровые технологии позволяют снизить расходы на человеческие ресурсы.

За 11 лет работы Компании было оказано более 3,5 миллионов юридических консультаций, а количество клиентов превысило 650 000 человек. Партнерами Европейской Юридической Службы являются более 40 крупнейших банков России, включая Сбербанк и Почта банк, десяток страховых компаний и представителей ритейла. Собственная агентская сеть Компании насчитывает более 10 000 агентов.

22 февраля 2018

Читайте также: Lifestyle-досье: Сергей Бекренёв