Как это было: организация XXIII Олимпиады в Лос-Анджелесе 1984
Начиная с 1932 года, после того как в Лос-Анджелесе были проведены X Олимпийские игры, этот раскинувшийся на Тихоокеанском побережье калифорнийский город никогда не терял надежды вновь провести у себя Олимпиаду. В 1939 году эти надежды вылились в организацию под названием Южно-Калифорнийский комитет по Олимпийским играм, чья задача состояла в том, чтобы опять провести Олимпиаду в Лос-Анджелесе. Заветная мечта жителей Лос-Анджелеса наконец сбылась, когда в 1978 году Международный олимпийский комитет (МОК) принял предложение города провести летние Олимпийские игры 1984 года с 28 июля по 12 августа.
Во время Игр 1932 года Лос-Анджелес построил 600 коттеджей для размещения участников Игр, выступив, таким образом, инициатором идеи Олимпийской деревни. Для XXIII Олимпиады 1984 года Лос-Анджелес снова предложил ряд нововведений, как, например, грандиозный фестиваль искусств, эффективную систему телесвязи, которая будет обслуживать спортсменов, официальных представителей и журналистов, но самым неожиданным новшеством оказался новый метод организации и финансирования Олимпиады, который явился отступлением от ранее установившихся традиций. Обычно Международный олимпийский комитет (МОК) требует, чтобы город, в котором проводятся Игры, взял на себя обязательства по финансовому обеспечению Олимпиады. Муниципалитет Лос-Анджелеса отказался это сделать, потому что в последние годы крупные города-организаторы после Игр оказывались на грани финансового краха. Городские власти не хотели обременять налогоплательщиков дополнительными счетами за Олимпийские игры. Вместо этого Южно-Калифорнийский комитет по Олимпийским играм вовлек в свой обширный план различные организации, частные предприятия и деловые круги.
План предусматривал следующее:
• использование существующих спортивных комплексов и сооружений, включая первоклассные стадионы, бассейны, водные станции, спортивные залы, арены и т.п., принадлежащие университетам Лос-Анджелеса;
• создание частной некоммерческой корпорации (НОК — Национальный олимпийский комитет США поручился за ее работу) для проведения Олимпиады при сбалансированном бюджете. Все убытки, если таковые будут, покроются частным сектором, а не из средств городских, штатных или федеральных властей. В случае получения прибыли она будет распределена между любительскими спортивными организациями Южной Калифорнии, НОК США и другими американскими спортивными организациями. МОК принял это предложение.
Организационный комитет Олимпиады в Лос-Анджелесе (ОКО) был создан в начале 1979 года на базе Южно-Калифорнийского комитета по Олимпийским играм. Президентом Оргкомитета был избран Питер Юберрот, основатель корпорации «Ферст травел», второй по величине туристической фирмы в Северной Америке, чья команда в 1956 году была кандидатом в сборную олимпийскую команду США по водному поло. Под руководством Юберрота Оргкомитет развил активную деятельность, чтобы создать идеальные условия для проведения Олимпийских игр и заручиться гарантией частных компаний на предоставление средств в сумме 500 миллионов долларов.
Несколько местных компаний дали деньги на строительство отвечающих международным стандартам плавательного комплекса и велотрека; одна компания оплатила переделку беговой дорожки лос-анджелесского «Колизеума», где проводилось большинство соревнований во время Олимпийских игр 1932 года. Двадцать восемь других компаний внесли пожертвования деньгами, товарами и в виде услуг: от бесплатного проката автомобилей и электронно-вычислительных машин до спортивного оборудования и т.п., а также страхования. Со своей стороны за эту помощь ОКО дал этим компаниям официальное разрешение использовать символ Олимпиады в их рекламе.
Остальные средства Организационный комитет собрал за счет продажи билетов и прав на трансляцию Олимпийских игр по телевидению. Дополнительные доходы поступили в виде процентных отчислений от продажи памятных олимпийских монет и сувениров.
Остальные спортивные сооружения (21 — по числу главных олимпийских видов спорта и для показательных соревнований по бейсболу и теннису) расположились в радиусе 50 километров от центра Лос-Анджелеса. Выбор мест для проведения соревнований зависел от состояния спортивных сооружений, удобства проезда к ним и вместимости. Кроме того, выбранные сооружения находились далеко друг от друга, благодаря чему в городе было меньше транспортных заторов.
В сотрудничестве с местными властями ОКО подготовил систему общественного транспорта для гостей Олимпиады, а также собственное автобусное сообщение со спортивными сооружениями для спортсменов, официальных представителей и журналистов.
Многие, недостаточно знакомые с Лос-Анджелесом, думают, что город постоянно окутан облаком удушливого дыма, как фабричный город конца прошлого века. На самом же деле, Лос-Анджелес исключительно чистый город почти без предприятий тяжелой промышленности и с очень строгим контролем за загрязнением окружающей среды. Главная проблема заключается в расположении города. Большинство крупных городов хорошо продувается преобладающими ветрами. Но высокие горные хребты к востоку от Лос-Анджелеса часто преграждают путь ветрам, в результате чего атмосферные загрязнения накапливаются в воздухе и Лос-Анджелес каждое лето на несколько дней погружается в «смог». Обычно загрязнение достигает высокого уровня только к востоку и северу от города — в стороне от большинства открытых олимпийских сооружений. Так как пик «смога» обычно приходится на самые жаркие часы дня, Оргкомитет запланировал проведение многих соревнований рано утром или вечером. На время Игр городские власти наложили новые ограничения на выброс вредных газов промышленными предприятиями.
Согласно Олимпийскому уставу, искусству должно уделяться столько же внимания, как и спорту. Идя навстречу этому требованию, ОКО поручил президенту Калифорнийского института искусств Роберту Фицпатрику подготовить программу 10-недельного фестиваля. Фицпатрик характеризовал фестиваль как «разумное предисловие и приятный аккомпанемент Игр», который продемонстрировал культурные богатства города и показал выдающиеся произведения искусства из двадцати различных стран.
Текст: Майкл Вебб
Фото: Flickr