Роботы и люди: время сближения
29 апреля 2015 года в павильоне №2 на ВДНХ состоялось открытие инженерно-развлекательного проекта «Робостанция», в рамках которого прошел второй международный робофорум, собравший известных российских и зарубежных ученых, инженеров-робототехников, руководителей промышленных компаний и образовательных проектов в сфере роботостроения. TopCrop.ru побывал на месте событий и предлагает вашему вниманию обзор мероприятия.
Мы очарованы роботами потому, что они не что иное, как отражение нас самих.
Кен Голдберг
В программу форума были включены три панельные дискуссии, индивидуальные выступления молодых талантливых бизнесменов и робототехников, а также просмотр фильмов про роботов.
Первая дискуссия «Эра роботизации: на пути к прогрессу» была посвящена проблемам роботизации: какая робототехника необходима в современном обществе и почему процент ее внедрения в России невелик.
Собеседниками ведущего дискуссии Альберта Ефимова, главного робототехника Фонда Сколково, стали:
- Герд Хирцингер – глава центра робототехники и мехатроники при Немецком центре авиации и космонавтики, создатель робота Rollin̕ Justin;
- Манфред Айбек – генеральный директор ОАО «Русские машины»;
- Марко Делаини – генеральный директор FANUC Russia;
- Джиорджио Метта – создатель робота-гуманоида ICub, директор подразделения ICub Итальянского технологического института (IIT);
- Сергей Белавский – генеральный директор и генеральный конструктор BIT Robotics;
- Михаил Игнатьев – доктор технических наук, создатель международного института кибернетики и артоники.
Не секрет, что создание роботов (чеш. Robot, от robota — подневольный труд или rob — раб) обусловлено, прежде всего, целью избавления людей от рутинной однообразной работы, которая на поверку есть во всех сферах социальной жизни.
В связи с этим первый вопрос дискуссии коснулся безопасности роботов. Участники сошлись во мнении, что роботы безопасны лишь в том случае, если использовать их по назначению. Однако нельзя забывать, что робот – дитя разума, действующее сообразно плану своего создателя, поэтому инженер-робототехник несет огромную ответственность за созданный им продукт.
Как ни странно, но вопрос о безопасности роботов обернулся необходимостью глобальной роботизации именно в целях безопасной жизнедеятельности людей. Так, например, сделав автономным управление автомобиля, можно будет избежать пробок, аварий, а значит, уменьшится и смертность в ДТП. Герд Хирцингер полагает, что к 2024 году все немецкие автомобили станут автономными.
Михаил Игнатьев обращает внимание на мировые экологические проблемы: наша планета превращается в огромную помойку. А вот если перейти на новый уровень технологий и собирать, к примеру, одежду из нанороботов, то и утилизация их будет простой и незатратной, и мир чище.
Основная полемика сложилась вокруг второго вопроса: «Чем определяется спрос на робототехнику и почему он маленький?»
Главная проблема России, как выяснилось, не в спросе на робототехнику – спрос есть, и он довольно высок! По мнению Сергея Белавского, себестоимость робота (не его обслуживание!) так велика, что заказчики не могут позволить себе приобрести его, поскольку, во-первых, российское производство низкозатратно, а во-вторых, сложности ждут с окупаемостью роботизированной техники (в отличие от европейских стран, Италии, Германии например, где роботы окупаются за полгода).
Марко Делаини считает, что Россия должна поменять подход к производству, перейти к эффективным практикам. Проблема не в цене робота, а в устарелости производства. Пока оно не автоматизировано, бессмысленно говорить о его роботизации.
Так, в Европе робот создавал автоматизацию, а в России робота ставят вместо ручного труда. Российскому производству, таким образом, нужно перепрыгнуть от ручного труда через автоматизацию к роботам. Это трудно. Для сравнения Марко привел убедительные цифры: в Китае в производстве задействовано 60 000 роботов, а в России только 500.
«Надо испугаться того, как вы работаете, и открыться изменениям!» — так завершил Делаини свое выступление.
А вот Манфред Айбек, говоря о проблеме внедрения именно российской робототехники, указывает на высокую конкуренцию и необходимость воспитывать инженеров-робототехников со школы.
«Чтобы конкурировать на глобальном рынке, надо быть на уровне, стремиться к большей эффективности производимых деталей. Нужно всегда понимать, в чем нуждается производство и что мы можем дать. Так, русские инженеры обладают огромным потенциалом, они уже создали автономную «Газель».
Вопрос в том, чтобы талантливым ребятам открыть двери в инженерию, научить их, предоставить такие места работы, где они смогут реализовать свой потенциал, инвестировать их разработки. Российское общество должно обладать так называемым видением и со школьной скамьи натаскивать ребят, готовить к той деятельности, которая принесет процветание государству».
Именитые участники дискуссии были настолько вовлечены в ход рассуждений о роботизации производства, что совсем не ожидали простого вопроса от аудитории: «Какого робота вы хотели бы видеть у себя дома?» Варианты ответов были разнообразные: робот-газонокосилка, робот-няня, робот-сиделка, робот-помощник, выполняющий все бытовые рутинные обязанности.
В одном выступающие были едины: ничто не заменит человеку человека. Робот – это многофункциональная машина, которая должна облегчить людям жизнь, освободить их время для творческой деятельности, той, которую роботы выполнить не могут: рисовать, сочинять стихи и рассказы, писать музыку.
В финале дискуссии Альберт Ефимов подытожил все сказанное участниками и озвучил программу действий, благодаря которой Россия «не будет стоять на обочине технического прогресса»:
- обеспечить талантливой молодежи достойное техническое образование;
- организовать эффективное производство;
- стандартизировать производство (робот – машина, способная выполнять только заданную последовательность манипуляций);
- разработать визуально приятный дизайн роботов: люди не должны бояться роботов (в частности, речь идет о роботах андроидного типа).
Вторая панельная дискуссия «Заказ на умы, или Умы без заказа?», ведущим которой стал Михаил Хомич, руководитель станции Ментор в Сколкове, старший преподаватель МГУ, была посвящена проблеме воспитания и образования инженеров-робототехников.
В дискуссии принимали участие:
- Юрий Подураев – доктор технических наук, профессор, проректор по учебной работе МГТУ СТАНКИН;
- Михаил Романов – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой МИРЭА;
- Линда Фуллер – глава Программы инженерного образования в юго-западных регионах Англии;
- Тимур Идиатуллов – доцент кафедры «Автоматика и процессы управления» МАМИ, начальник центра тестирования, куратор проектной работы;
- Матс Хансон – руководитель образовательных программ Сколтех;
- Вера Баклашова – директор образовательных программ Intel в России и СНГ.
Основной вопрос дискуссии: «Каким должен быть инженер-робототехник и как его подготовить?»
Инженеры-робототехники – это удивительные люди, которые все должны уметь. Это лидеры будущего, способные соединить науку и технологию, чтобы создать умную машину: от игрушки до медицинского или спортивного робота. Они должны обладать знаниями во всех областях и создавать связи между ними.
Среди главных качеств робототехника были выделены следующие:
- умение работать в коллективе;
- математический склад ума;
- компьютерная грамотность;
- знание того, чего делать нельзя;
- психологическая осведомленность;
- интеллектуальность.
Должен ли робототехник быть грамотным экономистом, ведь проект нужно не только разработать, создать, но и продать? Отвечая на этот вопрос, Вера Баклашова отметила: «Каждый должен заниматься своим делом, поэтому инженеры должны работать в команде. Как правило, такая команда состоит из четырех человек: инженера, скептика, экономиста и дизайнера».
Тема подготовки инженеров-робототехников захватила дискутирующих, и вот к каким выводам они пришли.
-
Начинать со школы.
В России по факту получения высшего образования 300 000 технарей и 3 000 000 гуманитариев. Это говорит о непопулярности технических специальностей. Что же делать, чтобы пробудить в детях интерес к технике?
По мнению Михаила Романова, детей надо удивлять техническими новинками, показывать им, что они сами могут собрать некую модель, больше времени отводить на изучение математики и физики.
Юрий Подураев говорит о том, что в школе нужно учить системности, которой требует робототехника. «IT – это не компьютер, стоящий в комнате, где никого нет».
Линда Фуллер убеждена, что детям легко дается программирование, поэтому нужно давать им задания кодировать игрушки. Она рассказывает: «Мы идем в обычную школу, смотрим на детей, талантливым предлагаем участие в проекте на полгода по созданию робота. Так, четыре ученицы! (в Великобритании всего 8% женщин-инженеров) в течение этого времени сконструировали робота-футболиста».
Вера Балашова считает, что детей в школе нужно, прежде всего, учить активному мышлению. Традиционная система образования не развивает в детях способность к поиску и анализу информации, учит их воспроизводить, а не создавать. -
Обеспечить доступ детей в технические образовательные центры при вузах.
«Создан и успешно функционирует центр технологической поддержки образования, куда берут на стажировку и практику школьников, начиная с 5-го класса, на проектную деятельность. Им дают возможность обучаться азам механики, электроники, и самим конструировать. Так, совместно с РГГУ дети собирают роботопроект по Леонардо да Винчи», – рассказывает Юрий Подураев.
-
Создавать учебные группы, где есть мастер.
Вокруг мастера, профессионала в инженерии и роботостроении, должны объединяться студенты и думать над тем, что и как создать. Мастер обеспечивает не сбор тренировочных роботов, а создание новых идей и предметов, которые направлены на создание нового качества жизни. Таково предложение Тимура Идиатуллова.
-
Предоставлять студентам возможность стажировки в тех компаниях, где они могут реализовать себя.
В частности, компания Intel берет на стажировку программистов.
-
Выделять гранты не как награду за результат, готовый робопродукт, а как средство для достижения этого результата.
Вера Баклашова: «Мы выделяем гранты, чтобы инженер мог оплатить преподавателя и/или оборудование. Нам надо, чтобы развивалась экосистема техники, чтобы и нам получить отдачу».
-
Профессия инженера должна быть востребована и хорошо оплачиваема, чтобы она заинтересовала выпускника школы.
-
Роботы должны быть нужны.
Михаил Романов отмечает, что роботов надо делать под конкретную задачу. Например, создать живой уголок для детей-аллергиков можно с помощью робокопий животных, а в детские онкологические центры необходимы подвижные роботы-рентгенографы, томографы, роботы МРТ-диагностики, которые могли бы снимать данные с ребенка в его естественном состоянии, без введения наркоза, так как наркоз имеет отрицательное влияние на организм больного ребенка.
-
Робототехника должна быть модной.
Тимур Идиатуллов убежден, что нужно популяризировать инженерную тему. Сделать это можно с помощью кино и рекламы, а также рассказов и телепередач об истории успеха инженеров-робототехников и практической пользе их роботов.
Завершалась дискуссия удивительно простыми словами о том, что тот, кто хочет сделать робота, должен идти и делать его и смотреть, что получается, корректировать и совершенствовать свое изобретение. Главное − не бояться экспериментировать!
Успейте посетить выставку нового формата РОБОСТАНЦИЯ, которая проходит с 29 апреля по 23 августа.
Текст: Оксана Семерикова
Фото: РОБОФОРУМ