Жизнь на юге России: буржуазное жилье, которое доступно

Жизнь на юге России: буржуазное жилье, которое доступно

Жить в благоприятной климатической зоне в России — мечта многих. Уже более 10 лет семья Николаевых занимается освоением территории Краснодарского края, чтобы сделать возможным проживание людей на юге с современной продуманной инфраструктурой. Управляющий директор долины «Лефкадия» Михаил Николаев рассказывает читателям TopCrop.ru об этапах развития долины и дальнейших планах.

Михаил Николаев младший
Михаил Николаев, Управляющий директор проекта «Лефкадия»

Когда мы говорим о долине “Лефкадия”, важно понимать, что мы не просто занимаемся здесь виноделием и сыроделием. Мы занимаемся здесь в первую очередь развитием территории. Сейчас мы развиваемся максимально органически, вместе с рынком в целом. Мы заходим в разные направления гораздо раньше, чем появляется спрос.

Десять лет назад начали заниматься премиальным виноделием — для того времени это было преждевременно. Лишь пять лет назад начали появляться другие игроки в этой сфере, именно тогда эта отрасль стала более готовой. На сегодняшний день виноделие стало отдельным прибыльным существующим направлением. Даже учитывая наши изначальные понимания, что это будет очень тяжело.

недвижимость на юге России
Виды долины «Лефкадия», Краснодарский край, Россия

Сыроделием начали заниматься еще года за три до контрсанкций, когда, в принципе, не было спроса на российский сыр. Это направление стало прибыльным с момента контрсанкций.
Сейчас мы планируем открытие колбасного цеха, который планировали еще в прошлом году, но тогда не хватило собственного финансирования. Возможно, опять же, не самое лучшее время для того, чтобы начинать заниматься фермерскими колбасами, но надеюсь, что этот завод все-таки откроем.

Мы понимаем, что в реалии процесс формирования узнаваемости и лояльности к бренду очень медленный, а Россия очень брендозависимая страна. Поэтому нужно потихонечку нарабатывать узнаваемость.

недвижимость в Лефкадии
Проект застройки в долине «Лефкадия»

Основная составляющая плана развития территории долины «Лефкадия» в недвижимости. Мы были совсем не в рынке, когда начали ей заниматься. Но, по-прежнему, не самое благоприятное время. Рынок вторичной недвижимости сильно упал, рынок первичной недвижимости очень конкурентный и сложный. Все, что касается второго и третьего жилья — тяжелые проекты.  Подмосковье стоит, люди не могут продать дачи, дома или земельные участки. В регионах, в целом, то же самое. Сейчас юг — глава российской недвижимости, даже учитывая всё, что происходит в России, в целом. Люди покупают квартиры у моря. Город Краснодар каждый год бьет какие-то рекорды с точки зрения эмиграции. Но это город Краснодар.

То, что мы предлагаем в Лефкадии, это первый проект в России с точки зрения гринфилда. Это буржуазное жилье, которое доступно по ценам и которое не у моря.

В Европе и США где-то одно поколение назад (15-20 лет назад) люди с деньгами начали уходить от моря и переходить на вторую линию, потому что она менее замусорена, там меньше дико плотных девелопментов. А у моря остаются люди, у которых есть сумасшедшие деньги. На юге Франции у моря есть девелопмент, в Испании застройка у моря почти не ведется, потому что там все уже застроено. В Каталонии, где я вырос, 80% побережья уже застроено. У вас должны быть очень большие деньги, чтобы купить участок земли, или вы будете жить в муравейнике. Поэтому люди и переходят на вторую линию моря, к предгорью.

Покупка недвижимости в предгорье обычно означает, что люди надеются проводить много времени в этом доме или окончательно туда переезжают. Это свойственно и для юга Франции, где есть как раз вторая зона — глубокий Прованс. И для Италии, где есть Тоскана у моря. Тоскана у нас ассоциируется с холмами, но это еще и пляжный курорт для итальянцев. Те итальянцы, которые покупают недвижимость на второй линии, это люди, которые как раз хотят туда переехать.

Так вот, наш основной проект в Лефкадии — это проект девелоперский, который именно на этом глобальном тренде и построен. Люди будут переезжать на юг России, а там нет осмысленных, правильно спланированных территорий. И все наши существующие проекты в долине — это неотъемлемая часть развития бренда территории. Виноделие и сыроделие, колбасы, ресторация, туризм, гостиница, хоспис для престарелых людей и для реабилитации — это те направления, которые классически существуют для такого тренда в разных странах.

место для свадьбы на юге России
Организация свадебной церемноии в долине «Лефкадия»

Почти в каждой стране есть места, которые ассоциируются с двумя вещами – свадьбами и с жизнью до смерти, скажем так. В конце девяностых, семь из десяти пенсионеров во Франции хотели переехать жить в Северный Савой недалеко от города Анси. Это было суперпопулярное место. Или, например, Флорида, Калифорния и Гавайи — популярные направления для свадебного туризма, а также востребованные для пенсионеров. Там очень развит девелопмент для пенсионного возраста, существуют различные сервисы для престарелых и построены клиники. И, конечно, в США организовано специальное финансирование, ведь понятно, что пенсионер, который хочет купить себе дом, не может рассчитывать на ипотеку на 25 лет. Направление недвижимости для пенсионеров очень интересно и в России пока совсем не развито.

Мы потихонечку развиваем рынок недвижимости для молодых семей, несмотря на то, что обычно это рынок больших городов, ведь молодые семьи привязаны к работе. Сейчас чаще всего и муж, и жена работают. Создать для молодых семей динамичное коммьюнити с рабочими местами в гринфилде сложнее, чем для свадебного направления, медицинских кластеров или пенсионеров.

Конечно же, мы хотим, чтобы наша территория (не только “Лефкадия”, а проект в целом, который более широкий) стала российской Калифорнией. Где были бы понятные зоны для девелопмента для пенсионеров, зоны для рекреационного туризма, зоны для земледелия (в Калифорнии тоже очень сильно развито земледелие) и зоны для молодых семей, где они могли бы в хороших климатических условиях с современной инфраструктурой выращивать своих детей. И это самая сложная часть девелопмента, а также одна из причин, почему мы уже восемь лет этим занимаемся и пока еще, по факту, не начали. Сложно придумать зачем приедут люди, чтобы жить и работать. Но если они не приедут, чтобы жить и работать, то тогда это станет зоной для пенсионеров. А это значит, огромный вторичный рынок. Или сезонный туризм, как, например, та же Анапа с мусорным сезонным туризмом, который имеет свои сложности с точки зрения налоговой массы и содержания инфраструктуры.
Мы не хотим создать такую сезонную историю, как Анапа. Мы хотим, чтобы люди жили в долине, чтобы инфраструктура была высокого уровня.

гольф в краснодарском крае

В проекте “Лефкадия” у нас запланированы две гольф-зоны. Одну из них — академическое поле — мы хотим построить в ближайшее время. Это сложное гольф-поле, но небольшое, предназначенное для обучения. В России нет спроса на серьезный гольф, но есть спрос на обучение детей. Статистика говорит, что в России 15 тысяч детей в год учатся играть в гольф. Сейчас в Краснодарском крае подходящего для этого поля нет. В Краснодаре есть спрос на гольф для детей, деньги, и на это мы и ориентируемся.

Подробнее о недвижимости в Лефкадии на официальном сайте: http://lefkadiaestates.ru.

Интервьюер: Юлия Душутина

1 мая 2018

TopCrop.ru выражает благодарность Игорю Марченко за помощь в подготовке материала.

Читайте также: История названия долины «Лефкадия»