Выездная выставка о жизни Екатерины II в Амстердаме

Выездная выставка о жизни Екатерины II в Амстердаме

Филиал Эрмитажа в городе Амстердам (Hermitage Amsterdam) на набережной реки Амстел открыл для посещения выставку «Алмаз непревзойденной огранки» (Zelfgeslepen diamant), посвященный жизни Екатерины Великой. TopCrop.ru рассказывает об экспонатах выставки.

Эрмитаж в Амстердаме
Эрмитаж в Амстердаме

Около 300 экспонатов, характеризующих императрицу, ее личную жизнь, характер и окружающий быт, доставлены в Амстердам из Санкт-Петербурга. До 15 января 2017 года посетители, через коллекции живописи, миниатюр, графики, скульптуры, а также предметов быта и мемуаров современников, смогут прикоснуться к эпохе и понять величие могущественной женщины России и мира. Малоизвестная немецкая принцесса, впервые приехавшая в Россию в 14 лет, превратилась в полновластную хозяйку страны, сделав из нее Великую европейскую державу.

екатерина 2 эрмитаж
«Портрет Царица Екатерины Алексеевна» Джоржа Кристофа Гроота.

Прийдя к власти после переворота 1762 и свергнув с престола супруга Петра III, Екатерина Вторая продолжила дело Петра Первого, и каждый ее шаг был пронизан чувством истинного патриотизма как во внутренней, так и во внешней политике. Оценивая деятельность великой русской царицы, вспоминают о присоединении Крыма и освоении Новороссии, о строительстве новых городов и создании Эрмитажа и Императорской публичной библиотеки, о подавлении восстания и протекторат Восточной Грузии. Активная политическая деятельность переплетается с бурной личной жизнью, которая легла в основу многих фильмов и литературных произведений. Занимаясь экономическим и военным развитием страны, Екатерина Вторая не забывала и о культурном становлении общества, активно поддерживая науку, искусство и образование — основные пласты культурной нации.

"Портрет Екатерины верхом на коне Бриллианте в мундире полковника Преображенского полка" Виргилиуса Эриксона.
«Портрет Екатерины верхом на коне Бриллианте в мундире полковника Преображенского полка» Виргилиуса Эриксона.

Важной вехой на пути формирования культурного самосознания стало основание в 1764 году Эрмитажа, для которого Екатерина купила у купца из Берлина Иоганна Гуцковского частную коллекцию из почти 200 полотен таких мастеров, как Рембрандт, Хендрик Гольциус, Питер Пауль Рубенс, Дирк ван Бабюрен, Якоб Йорданс, Франс Халс, Ян Стен. Голландско-фламандская коллекция предназначалась для ценителя живописи и искусства прусского короля Фридриха Великого, однако финансовые затруднения помешали осуществлению королевских планов и способствовали удовлетворению амбиций императрицы и показательному превосходству над потенциальными политическими соперниками.

Перстень с вензелем императрицы.
Перстень с вензелем императрицы.

Впоследствии, Эрмитаж систематически пополнялся частными коллекциями, имеющими бесценное значение для культурного наследия. Это стало возможным, благодаря постоянному общению Екатерины Великой с философами-просветителями Дени Дидро и Вольтером, коллекционером и известным торговцем предметами искусства Франсуа Троншеном, дипломатом Дмитрием Голициным, графом Петром Шуваловым и Алексеем Мусиным-Пушкиным. Подобные связи помогали следить за событиями на художественных рынках и приобретать выгодные варианты. К примеру, благодаря Голицыну, Эрмитаж пополнился картиной Рембрандта «Блудный сын», а коллекция французского барона Кроза с такими шедеврами, как «Святое семейство» (Рафаэль), «Юдифь» (Джорджоне), «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (Рубенса), «Даная» (Рубенс), произведениями Тициана, Ван Дейка, Шардена, произвела настоящий фурор. Екатериной было приобретено множество полотен 18 века, а в период увлечения русской аристократии античным искусством, она демонстрирует любовь к геммам (картины в камне) и камеям.

Свою страсть к камеям Екатерина назвала "камейной болезнью".
Свою страсть к камеям Екатерина назвала «камейной болезнью».

28 июня 2016